Вопрос 1. Какие размеры тарифов для Выселковского района действуют с 1 июля 2018 года?
Ответ. Сведения об установленных тарифах для основных поставщиков коммунальных услуг в МО Выселковский район приведены в таблице.
Коммунальные услуги |
ед. изм. |
Тарифы (с НДС) |
Темп роста, % |
||
---|---|---|---|---|---|
на 31.12.2017/ 01.01.2018 |
на 01.07.2018 |
||||
Водоснабжение |
|||||
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Родина"* |
Бейсугское сп |
руб./м3 |
10,76 |
11,19 |
104,00 |
Бейсужекское ММУП ЖКХ* |
Бейсужекское сп |
руб./м3 |
24,44 |
25,42 |
104,01 |
МУП "ЖКХ Березанское" * |
Березанское сп |
руб./м3 |
16,91 |
17,59 |
104,02 |
Бузиноское МУМП ЖКХ* |
Бузиновское сп |
руб./м3 |
21,79 |
22,66 |
103,99 |
МУП "Выселковские коммунальные системы"* |
Выселковское сп |
руб./м3 |
20,80 |
21,64 |
104,04 |
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Ревко (Дружба)"* |
руб./м3 |
12,92 |
13,44 |
104,02 |
|
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Газырское"* |
Газырское сп |
руб./м3 |
14,29 |
14,86 |
103,99 |
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Колесникова"* |
руб./м3 |
13,90 |
14,45 |
103,96 |
|
МУМП ЖКХ "Газырское"* |
руб./м3 |
16,87 |
17,53 |
103,91 |
|
Ирклиевское МУМП ЖКХ* |
Ирклиевское сп |
руб./м3 |
17,23 |
17,91 |
103,95 |
Крупское МУМП ЖКХ* |
Крупское сп |
руб./м3 |
17,16 |
17,83 |
103,90 |
"Новобейсугское" МУМП ЖКХ"* |
Новобейсугское сп |
руб./м3 |
24,48 |
25,14 |
102,70 |
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Колос"* |
Новомалороссийское сп |
руб./м3 |
12,20 |
12,69 |
104,02 |
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Выселковское"* |
руб./м3 |
11,99 |
12,47 |
104,00 |
|
Новомалороссийское МУМП ЖКХ* |
руб./м3 |
27,05 |
28,13 |
103,99 |
|
Водоотведение |
|||||
АО "Березанское предприятие ЖКХ"* |
Березанское сп |
руб./м3 |
30,04 |
31,22 |
103,93 |
МУП "Выселковские коммунальные системы"* |
Выселковское сп |
руб./м3 |
36,61 |
36,61 |
100,00 |
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Колесникова"* |
Газырское сп |
руб./м3 |
13,40 |
13,94 |
104,03 |
МУМП ЖКХ "Газырское"* |
руб./м3 |
20,67 |
21,27 |
102,90 |
|
АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" "Выселковское"* |
Новомалороссийское сп |
руб./м3 |
12,81 |
13,32 |
103,98 |
Новомалороссийское МУ МП ЖКХ* |
руб./м3 |
46,88 |
48,34 |
103,11 |
|
Отопление |
|||||
АО "Березанское ПЖКХ"* |
руб./ Гкал |
1903,36 |
1978,86 |
103,97 |
|
МУП "Выселковские коммунальные системы"* |
руб./ Гкал |
2317,54 |
2389,86 |
103,12 |
|
Новомалороссийское МУМПЖКХ* |
руб./ Гкал |
1904,75 |
1980,96 |
104,00 |
|
Горячее водоснабжение (двухкомпонентный тариф) |
|||||
МУП "Выселковские коммунальные системы"* |
|
|
|
|
|
компонент тепловая энергия
компонент холодная вода |
руб./ Гкал руб./м3 |
2317,54
20,80 |
2389,86
21,64 |
103,12
104,04 |
|
Новомалороссийское МУМПЖКХ* |
|
|
|
|
|
компонент тепловая энергия
компонент холодная вода |
руб./Гкал руб./м3 |
2246,98
27,05 |
2336,94
28,13 |
104,00
103,99 |
|
Электроэнергия |
|||||
Сельское население и городское население в домах с электроплитами (одноставочный тариф) |
руб./ кВт.ч |
3,11 |
3,23 |
103,86 |
|
Сельское население и городское население в домах с электроплитами (тариф, дифференцированный по двум зонам суток) |
руб./ кВт.ч |
3,47 1,87 |
3,60 1,94 |
103,75 103,74
|
|
Газоснабжение |
|||||
Газ сетевой ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" |
руб./м3 |
6,03 |
6,22** |
103,15 |
* организация не является плательщиком НДС
** с 01.11.2018 - 6,23 руб/м3
Вопрос 2. Почему уровень тарифа на услуги водоснабжения в разных сельских поселениях Выселковского района различный, что влияет на величину тарифа?
Ответ. Тарифы рассчитываются для каждой конкретной организации и сложившиеся различия в стоимости коммунальных услуг в разных поселениях Выселковского района не свидетельствуют о нарушении закона и обусловлены различными факторами. Прежде всего - это объемы реализации услуг, а также конкретные технологические условия производства коммунальных услуг: состояние и степень износа объектов водоснабжения, энергоемкость производства услуги.
Холодное водоснабжение - это сложный технологический процесс от подъема воды до получения ее потребителями, в связи с чем предприятию-поставщику услуг необходимо осуществлять ряд конкретных мероприятий (каждое из которых имеет свой затратный механизм с учетом конкретных технологических условий).
Прежде всего, осуществляя добычу воды, предприятия-поставщики услуг холодного водоснабжения, оплачивают водный налог по ставкам, которые ежегодно увеличиваются в среднем на 15% (размер данной статьи расходов будет отличаться на каждом предприятии в зависимости от доли населения в объеме реализации услуг).
Для того, чтобы осуществить добычу воды (поднять из скважины насосами), а затем, транспортируя ее по водопроводным сетям с помощью насосов, довести до каждого потребителя, необходимо потребить достаточное количество электроэнергии (одна из основных статей расходов, без которой вода просто не может быть доставлена до потребителя). Отличие в расходах на электроэнергию между предприятиями будет зависеть от глубины скважин, протяженности сетей, марки насосов, а также уровня напряжения.
Скважины и водопроводные сети должны поддерживаться в рабочем состоянии, то есть предприятию необходимо осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, а в этом процессе участвуют: обслуживающий персонал, которому необходимо платить заработную плату; транспортные средства, требующие ремонта и расходов на ГСМ; услуги автокрана для замены насосов (при этом предприятие несет также расходы на приобретение насосов и материалов) и т.п. Данная статья расходов может зависеть от протяженности сетей, от изношенности основных средств и потребности в их ремонте.
Как правило, насосные станции работают в круглосуточном режиме, в связи с чем требуется соответствующее содержание производственного персонала (планируются расходы на оплату труда основного производственного персонала и начисления на заработную плату в соответствии с действующим федеральным законодательством по ставке 30,2% от фонда оплаты труда).
Кроме того, предприятию необходимо проводить обеззараживание воды, платить налоги, осуществлять управление процессом предоставления услуг и т.д. И это далеко не полный перечень из всего списка необходимых мероприятий, составляющих процесс производства и реализации услуг холодного водоснабжения.
Собранные таким образом финансовые ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства и реализации услуг водоснабжения, поделенные на объем реализации услуг в целом по предприятию, дают нам стоимость 1 м3 потребляемых услуг или размер утвержденного тарифа на холодную воду.
Тарифы для неспециализированных предприятий, как правило ниже, чем у специализированных из-за переноса части затрат на основной вид деятельности.
В Приложении 1 представлены данные об основных ценообразующих факторах: объеме реализации услуг, величина потерь воды, наличии собственных источников водоснабжения и себестоиосмости.
Как видно из таблицы Приложения 1, при сопоставимых значениях показателя себестоимости услуг, различие в величине установленных тарифов обусловлено объемами реализации услуг.
Максимальный размер тарифа на питьевую воду на II полугодие 2018 года утвержден для Новомалороссийского МУ МПЖК в размере 28,13 руб./м3, который обусловлен расходами на приобретение покупной воды (61,4% от себестоимости услуг), при этом он ниже среднекраевого тарифа на 24,3%.
Минимальные размеры тарифов на питьевую воду утверждены для неспециализированного предприятия (АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева") в размерах от 11,19 до 14,86 руб./м3 в связи с отнесением части затрат на себестоимость продукции по основному виду деятельности.
Вопрос 3. Почему в Выселковском районе цена на природный газ выше, чем в г. Краснодаре?
Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.
Регулирование розничных цен на газ РЭК-департамент осуществляет в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными на федеральном уровне. Указанными Методическими указаниями не предусмотрено установление розничных цен на газ в зависимости от социально-экономического положения региона или уровня дохода населения.
Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.
Поставку газа населению Выселковского района и ещё по 42 муниципальным образованиям Краснодарского края (из 44) осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар". В городе Краснодаре - АО "Краснодаргоргаз".
Разница розничных цен на газ установленных для населения Выселковского района и города Краснодара обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК – департаментом при расчёте розничной цены.
Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).
Так, по системе поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО "Краснодаргоргаз". При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" более чем в 2 раза выше, удельного веса объёмов поставки газа населению по системе АО "Краснодаргоргаз".
В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" на 794,29 руб. за 1 тыс. м3 газа выше установленного для АО "Краснодаргоргаз".
Таким образом, при равной оптовой цене – 3805 руб. за тыс. м3, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Выселковского района, действующей с 1 июля 2018 года – 6220,0 руб./тыс. м3* или 6,22 руб./м3*, против – 5280,0 руб./тыс. м3 или 5,28 руб./м3 в городе Краснодаре.
Справочно: с 1.11.2018 розничная цена на природный газ - 6230,0 руб./тыс. м3 или 6,23 руб./м3 (приказ РЭК –департамента от 17.10.2018 №19/2018-газ.
Вопрос 4. Почему оплата за отопление в октябре начисляется за полный месяц, хотя отопительный период начинается с 15 октября 2018 года?
Ответ. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края", одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" (далее – Приказ РЭК-департамента № 2/2012-нп), производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:
,
где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).
В соответствии с Правилами № 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.
В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 Приказа РЭК-департамента № 2/2012-нп нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.
Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода (nот) принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3%.
В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (дело №А32-27641/2015, электронная ссылка на него http://kad.arbitr.ru/Card/b69d4b84-0833-4d76-ae96-4079463ee5e2). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии.
Следует отметить, что проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Таким образом, оплата потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.
Вопрос 5. Какие есть методы уменьшения затрат на отопление и горячую воду, кроме перехода собственников на индивидуальное отопление и подогрев воды электрическими бойлерами?
Ответ. Установка общедомовых приборов учета является одним из комплекса мероприятий по энергосбережению. После установки общедомовых приборов учета необходим постоянный анализ фактического расходования энергетических ресурсов и сравнение их с нормативными. При этом нужно особо обратить внимание на необходимость проведения работы по поверке и контролю за правильностью съема показаний общедомовых приборов учета, пресечению случаев незаконных врезок собственниками жилых помещений во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения (например, для оборудования части квартир теплыми полами), а также по контролю над исполнением ресурсоснабжающей организацией обязательств по качеству предоставления коммунальной услуги с учетом температурного режима.
В связи с вышеизложенным, для снижения платы за услугу по отоплению необходимо выполнение мероприятий по восстановлению тепловой изоляции трубопроводов в подвальных помещениях; установление на входах в подъезд МКД теплосберегающих металлических дверей с обеспечением автоматического их закрывания; заделка, уплотнение и утепление дверных и оконных блоков в местах общего пользования; утепление наружных стен и вентиляционных шахт; а также утепление чердачного перекрытия. И соответственно вести информационную работу с жителями по ведению режима энергосбережения, то есть следить за закрыванием окон и дверей в местах общего пользования.
Кроме того, для снижения платы за услугу горячее водоснабжение необходимо дополнительно контролировать работу циркуляционного контура системы горячего водоснабжения, а также по возможности вести одновременный съем показаний работы общедомового и индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.
Также статьей 15 Федерального закона от 23.11.09 № 261-ФЗ "Об энергосбережении…" определено проведение энергетического обследования многоквартирных жилых домов. Энергетическое обследование зданий и сооружений проводится для определения класса энергетической эффективности здания и оценки соответствия сооружения требованиям программы энергоэффективности. По результатам проведения энергетического обследования оформляется энергетический паспорт здания. В энергетический паспорт жилого дома заносятся результаты проведения энергоаудита здания, показатели энергетической эффективности, данные тепловизионного обследования ограждающих конструкций, класс энергоэффективности здания, объем используемых энергетических ресурсов, программа повышения энергетической эффективности и т.п.
Вопрос 6. Будет ли введена социальная норма на электроэнергию?
Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.
При определении величин социальной нормы для Краснодарского края учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей – граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.
Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.
Необходимо отметить, что величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых в настоящий момент утверждены величины социальных норм, существенно выше, чем в других регионах. Так, например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками) на территории Ростовской области составляет 96 киловатт - часов, Владимирской области – 100 киловатт - часов, в Алтайском крае – 131 киловатт - часов, в Орловской области – 190 киловатт – часов. На территории Краснодарского края базовая величина социальной нормы определена в размере 250 киловатт - часов.
При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения, так для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей; семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.
Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.
В целом по расчетным данным в рамки социальных норм "укладывается" порядка 85% бытовых абонентов в крае.
Вместе с тем необходимо отметить, что по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 "О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года № 654 "О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края" отменено введение социальной нормы на территории Краснодарского края.
Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.
Вместе с тем, РЭК – департамент обращает внимание, что в настоящее время федеральными органами власти проводится планомерная работа по разработке нормативно-правовых актов, в том числе направленная на сглаживание возможных социальных последствий и выработке единых подходов к определению социальных норм в целом по Российской Федерации.